Авиация Люфтваффе и ВВС РККА в Курской битве (продолжение)
ВВС РККА
...Материальная часть 2-й, 16-й и 17-й воздушных армий к началу Курской битвы имела достаточно однородный состав. По сравнению с предыдущими годами количество исполь¬зуемых типов самолетов резко сократилось. Основу авиации составляли истребители Як-16, Як-7б, Ла-5, штурмовики Ил-2, бомбардировщики Пе-2 и ночные легкомоторные У-2. Дополнением к ним были поставляемые по ленд-лизу истребители Р-39 и бомбардировщики «Бостон». Американ¬скими самолетами, кроме разведывательных частей, были вооружены 221 -я и 244-я бад, входивших в состав 16-й и 17-й воздушных армий, а также 30-й гв. и 67-й гв. иап из 1-й гв. иад. Большинство «доживших» до лета истребителей МиГ-3 и ЛаГГ-3 либо было списано, либо передано в ремонтные органы, в то время как несколько бомбардировщиков СБ все еще продолжали использоваться в составе 331-й авиаэскадрильи 2-й воздушной армии. Новые советские самолеты, как и их аналоги из люфтваффе, представляли собой эволюцию в развитии предыдущих типов. Так, выпущенный еще осенью 1942 года истребитель Як-9 начал массово появляться в войсках только летом 1943 года. Наряду с прохождением войсковых испытаний в 1-й гв. иад самолетов Як-9Т с 37-мм пушкой и Як-9Д с уве-личенным запасом топлива значительное количество новых самолетов состояло на вооружении 163-го и 347-го иап, а также 1-й эскадрильи 157-го иап 273-й иад 6-го иак. Уже в первой половине июля во 2-ю воздушную армию прибыла 256-я иад, два полка которой были вооружены Як-9. В конце июля в районе Орла вступил в бой 11-й сак, имевший на вооружении самолеты Як-9Т. Из-за неполадок работы серийных двигателей АШ-82ФН несколько задержался выпуск истребителя Ла-5ФН, первые экземпляры которого в начале июля поступили в 3-ю гв. иад. Весьма пестрым, несмотря на массовый выпуск двухместной версии Ил-2, оставался и состав штурмовых соединений, где новые двухместные самолеты с двигателями АМ-38Ф соседствовали с одномест- ными, использование которых продолжалось до осени 1943 года. Особенно много «горбатых» штурмовиков имелось в составе 1-й, 2-й и 17-й воздушных армий. К сожалению, к началу Курской битвы советские ВВС не получили в массовом количестве противотанкового самолета с мощным пушечным вооружением, аналогичного Hs 129B-2 и Ju87G-l. Создание подобного варианта Ил-2 с двумя 37-мм пушками ОКБ-16 11П-37 предусматривалось постановлением ГКО от 8 апреля 1943 года. Однако выполнение задания несколько затянулось. Выпущенные в мае первые «илы» были только во второй половине июля переданы для войсковых испытаний в состав 1-й воздушной армии. Тем не менее ВВС Красной Армии все-таки получили к началу Курской битвы новое эффективное противотанковое средство. Им стала кумулятивная бомба ПТАБ-2,5-1,5 конструкции И.А. Ларионова. Небольшая масса боеприпаса позволяла загружать в специальные контейнеры множество ПТАБ, «засевая» ими при групповых действиях достаточно широкую полосу. Закончившиеся еще 21 апреля 1943 года испытания показали, что при прямом попадании в танк бомба могла прожечь броню толщиной до 70 мм. Импульс запуску в производство нового кумулятивного боеприпаса дал непосредственно Верховный Главнокомандующий, обязавший Наркомат боеприпасов до 15 мая произвести 800 000 ПТАБ
Боевой состав 16-й воздушной армии на 5.07.43
3-й бак (генерал-майор А.З. Каравацки'й) 241-я бад (полковник И.Г. Куриленко) 24-й, 128-й, 779-й бап (Пе-2) 301-я бад (полковникФ. М. Федоренко) 96-й гв., 34-й, 54-й бап (Пе-2) 6-й сак (генерал-майор И.Д. Антошкин) 221-я бад (полковник С. Ф. Бузылев) 8-й гв., 57-й, 745-й бап (А-20В, Boston-Ill) 282-я бад (полковник A.M. Рязанов до 16.07.1943 подполковник Ю.М. Беркаль) 127-й, 517-й, 774-й иап (Як-1) 6-й иак (на 05.07.1943 командир отсутствовал генерал-майор Е.Е. Ерлыкин с 10.07.1943) 273-я иад (полковник И.Е. Федоров) 157-й (Як-1, Як-7, Як-9), 163-й, 347-й иап (Як-7, Як-9) 279-я иад (полковник Ф.Н. Дементьев) 92-й, 192-й, 486-й иап (Ла-5) 2-я гв. шад (полковник Г.И. Комаров) 58-й, 59-й, 78-й, 79-й гв. шап (Ил-2) 299-я шад (полковник И.В. Крупский) 41-й, 217-й, 218-й, 431-й, 874-й шап (Ил-2) 271-я нбад (подполковник К.И. Рассказов до 18.07.1943. полковник М.Х. Борисенко) 44-й, 45-й гв., 970-й нбап (У-2) 372-й, 714-й нбап 1-я гв. иад (подполковник И.В. Крупенин до 02.08.1943. полковник В.В. Сухорябов) 53-й, 54-й, 55-й гв. иап (Як-1, 7, 9) 30-й, 67-й гв. иап (Р-39) 283-я иад (полковник СП. Денисов) 56-й гв., 176-й, 563-й иап (Як-1), 519-й иап (Як-7) 286-я иад (полковник И.И. Иванов) 165-й, 721-й, 739-й иап (Ла-5), 896-й иап (Як-1), 16-йодрап 234-я иад Пе-2, А-20В, Boston-HI (полковник Е.З. Татанашвили) боевая работа с 09.07.1943 в 6-м иак 133-й, 233-й, 248-й иап (Як-7)
Боевой состав 2-й воздушной армии на 5.07.1943
1-й бак (полковник И.С. Полбин) 1 -я гв. бад (полковник Ф.И. Добыт) 80-й, 81-й, 82-й гв. бап (Пе-2) 293-я бад (полковник Г.В. Грибакин) 780-й, 804-й, 854-й бап (Пе-2) 1-й шак (генерал-лейтенант В.Г. Рязанов) 266-я шад (полковник Ф.Г. Родякин) 66-й, 673-й, 735-й шап (Ил-2) 292-я шад (полковник Ф.А. Агальцов) 667-й, 800-й, 820-й шап (Ил-2) 203-я иад (полковник К.Г. Баранчук) 247-й, 270-й, 516-й иап (Як-1) 4-й иак (генерал-майор И.Д. Подгорный) 294-я иад (полковник В.В. Сухорябов до 27.07.1943. подполковник И.А. Тараненко) 6-й, 183-й, 427-й, 515-й иап (Як-1, Як-7) 302-я иад (полковник Б.И. Литвинов) 193-й, 240-й, 297-й иап (Ла-5) 5-й иак (генерал-майор Д.П. Галунов) 8-я гв. иад (генерал-майор Д.П. Галунов до 06.07.1943. полковник И.П. Ларюшкин) 40-й, 41-й, 88-й гв., 927-й иап (Ла-5) 205-я иад (полковник Ю.А. Немцевич), 27-й иап (Як-1), 438-й иап (Як-1, Як-7), 508-й иап (Як-7) 291-я шад (полковник А.Н. Витрук) 61-й, 241-й, 617-й шап (Ил-2), 737-й иап (Як-1, Як-7, Ла-5) 208-я нбад (полковник Л.Н. Юзеев) 620-й нбап (У-2, Р-5), 646-й, 715-й нбап (У-2), 331-я аэ (СБ), 454-й бап (Пе-2, А-20В) 256-я иад (полковник Н.С. Герасимов) боевая работа с 11.07.1943 в 5-м иак 32-й иап (Як-7, Як-9), 91-й иап (Як-9), 728-й иап (Як-7)
Боевой состав 17-й воздушной армии на 5.07.1943
1-й сак (генерал-майор В.И. Шевченко) 5-я гв. шад (полковник Л.В. Коломейцев) 93-й, 94-й, 95-й гв. шап (Ил-2) 288-я над (полковник Б.А. Смирнов) 659-й, 866-й, 897-й иап (Як-1, Як-7) 3-й сак (генерал-майор В.И. Аладинский) 267-я шад (генерал-майор П.И. Мироненко) 299-й, 625-й, 775-й шап (Ил-2) 207-я иад (полковник А.П. Осадчий) 5-й гв. иап (Ла-5), 814-й иап, 867-й иап (Як-1) 9-й сак (генерал-майор О.В. Толстиков) 305-я шад (подполковник Н.Г. Михевичев) 175-й, 237-й, 955-й шап (Ил-2) 306-я шад (полковник А. Ф. Исупов) 672-й, 951-й, 995-й шап (Ил-2) 295-я иад (полковник Н. Ф. Баланов) 31-й, 116-й, 164-й иап (Ла-5) 244-я бад (генерал-майор В.И. Клевцов) 260-й, 449-й, 860-й, 861-й бап (А-20В, Boston III) 262-я нбад (полковник Г.И. Белицкий) 97-й гв., 370-й, 993-й нбап (У-2), 719-й нбап(Р-5)
«Краткая характеристика самолета Як-9 (по опыту боевого использования в 234-й иад)» Качество планера: Взлет устойчив на всех скоростях, особо ровной площадки не требует, свободно работает с полевых площадок. Маневренность: Для производства правого виража среднему летчику необходимо 22 секунды, левого виража — 24 секунды. Малейшее перетягивание руля высоты для сокращения радиуса виража или боевого разворота — самолет легко переходит в штопор. На планировании и посадке самолет устойчив. Фактическая средняя скорость прибора у земли равна 450 км/ч. Кабина: Размеры кабины затрудняют работу летчика в зимнем обмундировании. Вместо тумблера необходимо иметь кнопку на ручке управления самолета, включающую передатчик. Открытие и закрытие фонаря производить при помощи ручки по типу самолета «Киттихаук». Броня: Заднюю полусферу фонаря изготовлять из бронестойкого стекла с расчетом прикрытия верхней части головы летчика. Подвести бронеплиту под сиденье летчика с расчетом защиты ног при атаке противника снизу сзади и увеличить имеющуюся бронеспинку в головной части. Вооружение: Пушка ОКБ-16, установленная на Як-9Т, зарекомендовала себя как безотказное оружие и вполне оправдывает себя по убойной силе. Например, при прямом попадании одного снаряда в ФВ-190 последний разлетается в щепки. Ю-88 и Ю-87 от одно-го-двух прямых попаданий в крыло или хвостовое оперение также разрушаются в воздухе. Необходимо увеличить боекомплект до 60 снарядов и установить третью точку БС через винт, что, кроме общего усиления мощи огня, при выходе одной из точек, две точки вполне обеспечат ведение воздушного боя. Мотор: Желательно увеличить мощность до 1700—1800 л.с. Убрать водяной радиатор.
ЦАМО РФ. Ф. 234-й иад. Оп. 1. Д. 16. Л. 87-88.
|
|